Сюрреализм

Сюрреализм

Повседневная действительность нагоняет тоску и с течением времени может свести себя в пустоту. Человек, который идет на работу или в магазин, знает, что увидит за углом дома. Пыльная лавка, цветущая яблоня, красивая девушка, громкий младенец – эти объекты привычные.

Человек засыпает и видит сны. В этих снах реальность подчиняется ему: на яблоне растут часы, скамейка закручена в спираль, девушка всё так же красива, а младенец молчит. Сон абсурден. В этом абсурде есть бесконечная свобода и разнообразие вариантов развития каждого события.

Именно к сочетанию сна и реальности стремились сюрреалисты. В 1917 году Андре Бретон опубликовал манифест сюрреализма, или сверхреализма. Филигранно рисуя предметы чуть ли не до фотографического сходства, сюрреалисты создавали новую реальность, свободную от заданности, привычки. В отличие от абстракционистов, которые интересовались свободной формой, сюрреалисты обращались к оригинальным идеям, которые заложены в привычные предметы. Они пытались увидеть сходство и поэзию в том, что, на первый взгляд, не имеет никакой связи. Сальвадор Дали создал диван, который одновременно – яркие, алые, сочные женские губы. Гийом Аполлинер в стихотворении «Зона» написал «солнцу перерезали горло», имея в виду закат. В белорусском художественном пространстве ниву мечтаний и фата-морган активно обрабатывали такие сверхреалисты, как Николай Селещук, Андрей Петкевич и Георгий Скрипниченко.

 

* Проект реализуется при поддержке Музея истории города Минска

2122
2223