В начале XX века многие художники решили отказаться от простого отражения действительности на холсте. Пейзажи, портреты, натюрморты – классические жанры, как оказалось, зашли в тупик: стали воссоздавать сами себя. Перед творцами возник логичный, но непростой вопрос: куда идти дальше?
В качестве ответа в начале XX века родилось сразу несколько самостоятельных течений изобразительного искусства, пусть и связанных единым стремлением. Едва ли не самой радикальной из них стал супрематизм Казимира Малевича.
Сам термин происходит от латинского «supremus» – высший. Высшая форма эстетики – чистая, абстрактная форма, сочетание обычно простых одноцветных объектов, каждый из которых содержит бесконечное число смыслов. Супрематизм оперировал геометрическими фигурами и цветом, воссоздавал в определенном смысле ту самую забытую азбуку первоначальных элементов живописного произведения.
Самая известная картина, которая относится к супрематизму – «Черный квадрат». Загадочная работа, которая вызывает колоссальное количество споров, есть точкой старта для дальнейшего развития живописи. Базовый черный цвет. Абстрактная фигура. По одной из легенд «Черный квадрат» – это все написанные когда-либо картины, наложенные друг на друга. Роль этого произведения в истории искусства можно описать шутливой цитатой из классики отечественной рок-музыки: «Але лёс склаўся так, што «хрусь» – і папалам…» И хотим мы того или нет, но живем уже в «постквадратную» эпоху.
Начатую супрематическую революцию устраивали и продолжали многие художники, среди которых современник и соучредитель стиля Эль Лисицкий, француз Фернан Леже и его жена, наша соотечественница, Надежда Ходасевич-Леже. Даже в конце ХХ века и в начале века нашего супрематизм оставался сильным источником вдохновения и инструментом для таких выдающихся художников, как архитектор Заха Хадид и художник Валентин Нуднов.
* Проект реализуется при поддержке Музея истории города Минска